«Огненное письмо Совы».

"Огненное письмо Совы".

Новые тенденции российского «кастома».

Терпение, и все получится :)

Персонализация каждого мелкосерийного ножа последнее время стала новым трендом в мировой ножевой индустрии. В борьбе за покупателя таким путем пошли многие зарубежные компании, например небезызвестная Olamic Cutlery и другие. Ножи такого рода это нечто промежуточное между единичными образцами авторских ножей и так называемыми VIP сериями. С одной стороны сохраняется серийность конструкции и «ингридиентов» ножа, с другой стороны каждый нож для своего владельца уникален, какой-нибудь «мулькой». Наши отечественные компании пошли дальше. Они взяли в партнёры богатейшую многовековую русскую культуру. И это вам не какой-нибудь специально покрашенный шпенёк или клипса – это «Ростовская финифть».

фото (44) фото 1 (18) 

Все начиналось довольно-таки прозаично, как это часто бывает в подобных историях. Однажды с очередным походом в ювелирный магазин была обнаружена шкатулка в филигранном исполнении и с росписью в технике финифть. Родилась определенная идея…

 

Идеей стало создать линейку ножей выпускаемых малой серией, с уникальной авторской персонализацией. В подарочном, так сказать, исполнении. К возможному разочарованию читателя у нас не было захватывающей истории и какого-либо либо интригующего детективного расследования – что, кто, где? Было и так известно, что в России всего лишь одна фабрика занимается производством подобных видов изделий в такой стилистике. От нас требовалось только время, терпение и определенная настойчивость в стремлении получить желаемое. А время и терпение самые сильные коллеги в коллективе компании OWLKNIFE.

Прошло менее трех месяцев... Щедрой наградой за наше терпение стали первые, полученные нами вставки, которые мы, наряду с другой продукцией, привезли на первую же нашу московскую выставку «Клинок» осенью 2014 года. И вот - к чему бы это - эти вставочки сразу привлекли внимание и были замечены острым взглядом профессионала. По странному стечению обстоятельств этим человеком оказался редактор журнала, который вы сейчас читаете. Однако к тому времени процесс создания линейки «кастомов» от OWLKNIFE был только в начале своего пути.

фото 3 (11)фото 4 (9)

С формой расписной вставки в рукоять мы определялись не долго, и, немного поэкспериментировав, решили банально повторить контуры рукояти ножа. В результате именно это простое решение гармонично прижилось в реальном производстве.

Без сомнений, конечно,  не обошлось. Самые большие опасения  были за технологическую составляющую. Смогут ли сотрудники и художники фабрики «Ростовская финифть» изготовить эмалированные пластины с росписью точно под наш размер и форму. С новыми партнёрами всегда сами знаете - не предсказуемо, как пойдет совместная работа? Но они оказались ребята упорные. И добились нужного результата. Всегда очень приятно работать с профессионалами. То, что они делают это величайшее мастерство людей! Все вставки, получаемые нами сегодня, не имеют претензий, и я могу с уверенностью сказать, что это достигается только благодаря профессионализму и чуткому вниманию со стороны сотрудников фабрики. Чувствуется та ещё школа, когда люди к работе с душой относились. И, как говорится, пользуясь, случаем, передаем им пламенный привет и огромное спасибо за их работу!

Вообще нужно понимать, что финифть — сложная, трудоемкая техника, обладающая большими возможностями в достижении тончайшей, изощренной декоративности.

Ещё при разработке каждого нового ножа бывает довольно не просто сочетать сюжет и декоративность финифти с мозаичным рисунком клинка и с цветом и материалом рукояти. Приходится перебирать большое количество вариантов комбинаций. Но время, затраченное на это, совсем не жаль, потому, что в итоге достигается полнейшая гармония цельности и образности всех составляющих ножа.

Концепция выбираемых нами сюжетов живописи несет в себе идею значимости и ценности русской жизни. И так как данный вид изделия в большинстве своем находит отклик в мужской аудитории, сюжетные линии включают в себя – охоту, рыбалку, сильных животных, уголки природы. Любование и наслаждение природой как чистой красотой и вселенской гармонии, что может быть лучше, пусть даже в миниатюре.

И мы отчаянно верим, что каждый такой нож приносит особую радость в жизнь человека!

 

Думаю, что по обоюдному согласию между людьми пишущими и людьми читающими, знакомство с технологией изготовления финифти будет интересно и поучительно.

Итак, из тонкого медного листа вырубается необходимая форма, которая выковывается определённым образом. Затем с двух сторон заготовка покрывается размолотой почти как сахарная пудра и прозрачной белой эмалью. Подготовленная таким образом пластина обжигается в муфельной печи при температуре 800 °С. Получается как бы «грунт» на холсте для живописи. Художники поймут, о чём речь.

Затем поверхность пластины в несколько этапов расписывается цветными эмалями. Каждый этап такой росписи («прописки», проф. сленг.) имеет свое профессиональное название.

Первая прописка - малёвка, это когда наносятся основные цвета и элементы рисунка. Второй этап – прочерк, в процессе которого детально прорисовываются (прочёркиваются) все мелкие элементы и рисунок насыщается цветом. Третья и последняя прописка – подтенок, на этом этапе наносятся последние штрихи, растушевывается фон и тени ко всем элементам рисунка.

После каждого (!) этапа росписи следует обжиг, поэтому финифть еще называют «Огненным письмом». Ей не страшно время, она не подвержена атмосферным воздействиям, праздничные краски финифти не тускнеют и не теряют свежести с годами.

Благодаря многократной прописке финифть обретает свои характерные качества: особую прозрачность, лучезарность и звучность красок, как бы светящиеся изнутри.

Нам действительно приятно и даже почетно работать с таким брендом как «Ростовская финифть» Ведь он известен на весь мир, а фабрика «Ростовская финифть» вот уже 97 лет бережно сохраняет технологии и традиции этого яркого вида миниатюрной живописи.

От редакции. Глядя на работу компании «Сова» каждый раз удивляешься, как у них всё гладко получается. Всегда свежо просто и со вкусом. И даже эта линейка «кастомов», хотя и не претендует на «заоблачные вершины», но притягивает своей, какой-то необъяснимой одухотворённостью. Единственное, чего как нам кажется, не хватает этим ножам, так это упаковки подстать им. Например, каждому из ножей хорошо подошла бы качественная деревянная шкатулка, крышку которой тоже могла бы украсить ростовская финифть. Вот это был бы настоящий «кастом» для покупателя.

Подписи к производственным фото.

Материалы по технологии изготовления предоставлены ЗАО «Фабрика «Ростовская Финифть».

Анна Королева.

Фото компании OWNKNIFE, ЗАО «Фабрика «Ростовская финифть»

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

История зарождения Ростовской финифти

Ростов Великий с XVIII века и до наших дней является центром эмальерного искусства в России.

Финифтью на Руси называют художественную эмаль. Единого мнения относительно происхождения слова «'Финифть» не существует. Одни учёные считают, что оно происходит от греческого «фингитис» , что означает «светлый, блестящий камень», другие же полагают, что оно произошло от Византийского слова химипет, в свою очередь ведущего начало от греческого глагола, означающего «лить, плавить».

В настоящее время этот термин используется применительно к ростовскому художественному промыслу и присутствует в одноимённом названии фабрики – «Ростовская финифть».

Первооткрывателем техники был французский ювелир Жан Тутен. В 1632 году он первым раскрыл секрет эмалевых красок и тем самым расширил рамки использования художественной эмали.

Основателем миниатюрной живописи «Финифти» по некоторым источникам является Митрополит Арсений Моцеевич. Финифтяные миниатюры украшали предметы церковного обихода и одеяния священников: митры, потиры, оклады Евангелий, напрестольные кресты. С 1770-х г, в Ростове появились цеха, объединившие ремесленников по их специальностям. По разным источникам известны живописцы по финифти, жившие и работавшие в Ростове во второй половине XVIII – первой трети XIX вв. Это Буров, А. Всесвятский, Гвоздарев, Г. Елшин, П. Иванов, А. Мощанский, С. Петров, С. Троицкий, Чайников.

Во время революции наступили тяжёлые времена, но многие мастера своей преданностью к искусству смогли сохранить промысел и, объединившись, вновь восстановили артель, которая после великой отечественной войны реорганизовалась в Фабрику «Ростовская финифть» по сей день бережно сохраняющую традиции первых мастеров финифти

Произведения старых и современных ростовских мастеров хранятся в Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Оружейной палате Московского Кремля, Государственном музее-заповеднике «Ростовский Кремль» и других музейных собраниях и частных коллекциях в России и за Рубежом.

По материалам официального сайта ЗАО «Фабрика «Ростовская Финифть».

 

Сноска. Эмаль – это стекловидная масса, которая в зависимости от добавляемых в неё окислов металлов окрашивается в различные цвета.

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий